Евгений Смунёв: «Возродим забытые истины».

Чтобы рассказать о своей жизни, кому-то понадобится совсем немного времени – так мало в ней было примечательного и памятного. Но есть среди нас люди, чья история трогает душу и заставляет задуматься не над сиюминутными, а общечеловеческими ценностями. Евгения Романовича Смунёва – бессменного руководителя изостудии для взрослых и юношества ГДК — воспитавшего целую плеяду известнейших учеников, недаром зовут легендой. И как у каждой легенды у его истории есть своё начало…

Война.

Редко, кто помнит себя в четырёхлетнем возрасте, а я и сейчас вижу перед собой всё в мельчайших деталях: пикирующие «мессеры» и чёрные точки-воронки от сброшенных ими бомб, битком набитый людьми подвал старого госпиталя и яркий солнечный луч в его круглом окне.

Перед самой войной отец забирал мать с новорожденной сестренкой из Гродненского роддома, и всем двором мы готовились отпраздновать это событие. Только праздник пришлось отложить. 22 июня прибежал вестовой и сообщил о вторжении германцев. Для отца, освобождавшего Западную Белоруссию и прошедшего Финскую войну, эта страшная весть не была неожиданностью. Как и для других его товарищей-военных, которые хорошо знали, что немец обязательно нападёт на нашу страну.

Когда закончились первые бомбёжки, женщин и детей стали эвакуировать. В военном грузовике мы ехали по залитым солнцем гродненским улочкам, из печных труб вился дымок, а впереди горел мост. Наша машина успела добраться до противоположного берега, но идущая следом — исчезла в огне. Как называлась станция, где нас ждал товарняк, я не запомнил, а вот как в панике ломился в вагоны народ – помню отчётливо. Маме с тремя детьми мест ни на нижних, ни на верхних полках не нашлось. Сели мы прямо на пол и, как оказалось, к счастью. Почему? Да потому что те самые верхние полки «мессершмитт» насквозь прошил пулеметной очередью…

О Ленинграде, куда так стремилась уехать моя мать, пришлось забыть, и мы повернули обратно. В деревне, что недалеко от Яновичей, прожили в доме моего деда до переломного,1943 года.

Наша местность была в зоне действия партизанского отряда знаменитого батьки Миная. Благодаря его бойцам деревня не попала под полицейский режим: главного фашистского прихвостня – бывшего начальника милиции Орлова – партизаны убили. Предатель и душегуб жестоко издевался над попавшими в окружение красноармейцами и лично участвовал в уничтожении еврейского населения. В 43-ем, когда разбили германцев под Курском, началось самое страшное: отступая, они угоняли местное население. В Витебском ангаре, куда согнали огромное количество народа, казалось, наступил настоящий ад: у кого-то на руках умер ребёнок, кто-то выл в голос, кто прямо в помещении жёг костёр. Но настоящий ад для нашей семьи и наших земляков начался в литовском концлагере «Алитус», где мы пробыли почти год…

Долгожданное освобождение оставило врезавшиеся в память «картинки»:  телега, на которой мы возвращались домой, убитые — вдоль дороги и раненый солдат, перебинтовывавший свою ногу. Война закончилась.

Витебск. Послевоенные годы.

Свой родной город я не узнал – Витебск лежал в руинах. Но тётушкин дом чудом уцелел, в нём мы и жили до тех самых пор, пока с фронта не вернулся отец. Вернулся инвалидом, но, главное, живым! В сорок седьмом появился на свет мой младший брат, а позднее – ещё одна сестрёнка. Тяжеловато матери с отцом приходилось, но вырастили нас и каждому дали образование.Старший брат стал инженером-конструктором, старшая сестра – врачом, средний брат – связистом-почтовиком (дослужился до председателя Витебского Совет лепутатов), ну а младшая нашла своё призвание в педагогике.Словом, не пришлось нашим родителям за нас краснеть, потому что ещё с детства  каждому было привито серьёзное отношение к учёбе.

Художник Евгений Смунёв.

Способности к рисованию в нашей большой семье имели только я и мой старший брат. После войны мы часто вместе с ним ходили на рынок, где продавалось много всякой всячины. А ещё на специальную карточку там выдавали хлеб (буханка на семью, а к ней – небольшой довесок). Вот за вырученные за хлебный довесок деньги брат однажды и купил мне первые карандаши и книгу. Как билось от счастья моё сердце! Книга, к сожалению, не сохранилась, но любовь к чтению я пронёс через всю свою жизнь.

Рисовать я любил всегда, может, поэтому очень хотелось выразить на бумаге то, что поражало моё детское воображение: бомбёжки, концлагерь, голод. Переживания скапливались и просились наружу. Так появлялись мои рисунки, которые не оставались незамеченными школьными учителями. Помню, как однажды на уроке рисования мы изображали зиму. Высунув от усердия язык, я выводил кистью перья у снегиря. Показал работу учительнице, а она и говорит: «Хорошо у тебя, Женя, получилась птица», — и протягивает другой рисунок: «Посмотри, как нарисовал её мой ученик». Очень я  расстроился, потому что чужой рисунок был куда лучше моего. Вот тогда–то я и решил, что непременно стану настоящим художником. Пятиклассником рисовал плакаты к праздникам, а позднее стал воспитанником изостудии местного Дома пионеров.

Взрослая жизнь.

Годы учёбы в Витебском художественно — графическом училище памятны прекрасными педагогами и талантливыми однокурсниками, одержимых сказать в искусстве своё веское слово.

Мои первым рабочим местом стало Витебское рекламное бюро – место, где я понял, что могу делать очень многие вещи и делать их на высоком профессиональном уровне. Хорошую оценку у руководства местного Парка культуры и отдыха получила моя первая оформительская работа. Над большим количеством плакатов и растяжек я трудился всю зиму. А затем меня пригласили в кинорекламу, и после появления в Витебске мастерских кинопроката, работал практически на весь город. Это был очень полезный опыт.

Женился, поступил в Московский полиграфический институт, а потом в нашей семье родилась моя любимая дочь Диана.

Солигорск.

Переехать в молодой шахтёрский город меня уговорила жена. В конце 1967– ого в Солигорске было только несколько улиц, а автобусная станция и вовсе стояла на песчаном бугорке. В райкоме партии, куда я обратился в поисках работы, мне, как профессиональному художнику, очень обрадовались и сразу же предложили пойти оформителем в кинотеатр «Солигорск». В нём был хороший амфитеатр и зрительный зал, где проводились все городские мероприятия. С большим энтузиазмом я принялся оформлять сцену кинотеатра к десятилетию города (в Солигорск тогда приехало очень много гостей и столичное телевидение). Оформлял вестибюль и актовый зал городской больницы к Республиканскому семинару. К 50-летию БССР делал городскую выставку, для которой собрал работы местных художников — город был полон молодых и талантливых людей. Работал в Солигорском филиале Минского художественно-производственного комбината художественного фонда БССР, и с радостью осознавал себя на своём месте. Осенью 1968 года в городе открылся Дворец культуры горняков, и его директор стал настойчиво приглашать меня возглавить изостудию. Согласился, и вот уже почти 50 лет готовлю ребят к поступлению в художественные учреждения нашей страны.

После первого же года обучения в студии Евгения Смунёва его  выпускники – Геннадий Буралкин (известный солигорский скульптур) и Майя Вербицкая стали студентами Белорусской Академии искусств. Такой результат очень вдохновил и других молодых людей, мечтающих получить художественную путёвку в жизнь. Более сотни воспитанников Евгения Романовича пополнили «золотой фонд» Академии. Среди них: Николай Гулин, Анатолий Ковалёв, Владимир Жданов, Владимир Вдовенко, Василий Артанович, Владимир Ломейко, Виктор Калацей, Владимир Жуков, Наталья Сильник, Дмитрий Ильюк, Есения Цыбулько и ещё много других талантливых и самобытных художников, прославивших шахтёрский край.

Сегодня в студии Евгения Романовича Смунёва, которая негласно носит его фамилию, занимаются не только школьники, но и врачи, инженеры и педагоги. Они приходят к нему за мастерством, а ещё — за возможностью найти здесь свою отдушину.

Радостно видеть, как много сердец откликается на забытые истины! Я мечтаю о том, что в нашем прекрасном городе появится своя художественная галерея, и молодёжь будет воспитываться на любви к искусству. Она научится постигать мир, находить в нём своё место, станет глубже и духовнее. Это важно.

Автор: Ксения Петрович.

Афиша
ПОЭТИЧЕСКИЙ АВТОБУС — 2019
Подробнее...
ВНИМАНИЕ!! ВНИМАНИЕ!! ВНИМАНИЕ!!!
Подробнее...
План работы на август месяц 2019г.
Подробнее...
Комедия «Ночь для женщин 2» пройдёт во Дворце культуры г. Солигорска
Подробнее...
Приглашаем на спектакль «Щенячий патруль 3»
Подробнее...
J:MOРС выступит в г. Солигорске
Подробнее...
Афиша мероприятий ко Дню Независимости РБ.
Подробнее...
План работы на июль месяц 2019г.
Подробнее...